Тренируем память!

Пусть читателя не смущает, что автор приводит в статье примеры из вест-кост свинга. Методы запоминания материала, о которых рассказывается ниже, могут быть использованы при обучении любому танцу.

Спустя одиннадцать лет танцевания вест-кост свинга я изучил бесчисленное количество движений и довольно многое из мастерства работы ног. И я обеспокоился, когда моя жена Донна, которая по совместительству еще и практикующий семейный доктор, сказала мне: «Почему ты никогда не совершаешь движения, которые мы делали раньше?» Когда я спросил ее, о каких движениях идет речь, она ответила: «Ну, я не знаю. Ты лидер. Мы раньше делали кучу хороших движений. Может, мне стоит проверить твои мозги на органические поражения? Они часто вызывают потерю памяти».

Естественно, я попробовал впечатлить ее некоторыми новыми штуками, которые освоил на танцевальном семинаре. «Это все не ново». Она засмеялась. «Да мы делали это тысячу раз, вспомни». Я сказал, что не помню, что мы делали это раньше, и показал ей другое движение, которое выучил на одном известном мероприятии. «Ну, это тоже старо как мир. Тебе определенно нужно проверить голову».

На следующий день я взял лист бумаги и начертил таблицу с шестью колонками, которые озаглавил по группам, соответствующим всему, что я научился танцевать. Я приступил к заполнению таблицы. Через некоторое время у меня уже было почти сто названий. И все это пришло прямо из головы, я не пользовался никакой литературой, никакими видеокассетами. Я отнес листок жене и гордо предъявил. «Ого!» — сказала она. «Но почему ты никогда всего этого не танцуешь?»

Эта настоящая драма произошла примерно год назад. Как и у множества лидеров, у меня есть проблемы в поддержании репертуара танцевальных движений. Буквально говоря, я с трудом вспоминаю то, что знаю. Число известных мне движений намного, намного больше количества движений, которые я могу вспомнить и исполнить во время танца. Что со мной не так? Неужели я болен на голову?

На самом деле в моем состоянии нет ничего необычного. Эксперт по делам памяти Тони Бузан пишет: «Нет плохой памяти, есть нетренированная». Действительно, я ведь смог вспомнить материал, я просто не могу его «вызвать» в нужный момент. Другими словами, все это находится у меня в мозгах, но я не знаю, где именно и как это извлечь. Чтобы Донна стала немного счастливее и чтобы самому получать от танца больше удовольствия, я начал использовать следующие мнемонические методики, которые помогают мне запоминать движения. Если вы тоже испытываете трудности с вспоминанием, данные техники вам обязательно помогут.

Механика вспоминания

Перемещение нового опыта из краткосрочной памяти в долгосрочную требует частого вспоминания и тренировок. Согласно Бузану, чтобы сохранить нечто в памяти, для достижения оптимального результата мы должны повторять материал в следующей последовательности: 1) повторение через десять минут после урока; 2) через двадцать четыре часа после урока; 3) через неделю после урока; 4) через месяц после урока; 5) через полгода после урока; 6) при необходимости в дальнейшем. Конечно, такая схема повторения достаточна для нового слова или какой-нибудь идеи, но мне кажется, что для танцевального материала требуется даже большее усердие.

Календарь вспоминания Бузана основан на исследованиях, которые показывают, что изученный материал, если он не повторяется, забывается настолько, что через два дня от него остается лишь 10 процентов. В применении к танцу это означает, что через два дня после изучения новой комбинации или нового движения, если их не повторять в течение первых суток, от материала в нашей памяти не останется практически ничего.

Мнемоника

Согласно Тони Бузану и другим экспертам по мнемонике (технике запоминания), люди мыслят образами. Гораздо легче запомнить изображение цветка, чем его название. Так что гораздо легче запомнить танцевальную комбинацию «роза», чем комбинацию «обратный уип с концовкой в виде двойного кружения»*.

Представьте, например, что вы только что освоили новую комбинацию. Прямой уип с тремя непрерывными поворотами в закрытой позиции. Выглядит, как маленький торнадо на танцполе. Назовите комбинацию «торнадо» и вам будет гораздо труднее ее забыть.

Если ваш учитель не дает комбинациям названий, или если он или она использует техническую номенклатуру, возьмите инициативу в свои руки. Каждой комбинации давайте имя, которое вы легко можете запомнить. Используйте такие слова как крендель, пуля, гоночная машина, брызги, юла. Все, что в вашем сознании вызывает образ, ассоциируемый с комбинацией. Название не обязательно должно в точности ей подходить. Мнемоника используется только для того, чтобы дать вашей памяти искру. Огонь зажжет она сама. Движение под названием «лебедь» не обязывает вас нырять к полу. Напротив, это может быть очень легкий, элегантный жест руки.

Существующая и новая память

У взрослых вся новая память прикрепляется к уже существующей. Вы можете наблюдать свидетельства этому в повседневной речи. Кто-то говорит: «У меня серый кот». А вы вспоминаете свою полосатую Алису. «У моего серого кота есть котята». А вы думаете, что, когда вы были ребенком, ваша полосатая Алиса окотилась аж восьмерыми. И так далее, вся новая память связывается, соединяется с существующей памятью. Чем больше воспоминаний у нас есть, тем больше мы можем запомнить. Таким образом, чем больше мы учимся, тем большему можем научиться.

Попробуйте применить это в освоении танцевального материала. Связывайте похожее. Выучите три новых концовки старой комбинации. Выучите пять новых способов исполнения сайд-пасса. Вспомните бади-реп и придумайте к нему пять движений. Каждый раз, когда вы тренируете что-то одно, тренируйте вместе с этим все, что к нему привязано.

Связывание движений

Соревнующиеся танцоры ставят свой танцевальный материал под песню. Планируется каждое движение, учитывается каждый удар музыки. Минимум три минуты последовательного материала. Партнеры тренируются вместе до тех пор, пока новый материал не впитывается в их тела. Когда играет песня, музыка заставляет их двигаться по выученной схеме.

Во многих боевых искусствах последовательные серии движений практикуются для того, чтобы ученики могли лучше освоить технику. Эти связки соединяются вместе и образуют некий естественный поток. На каждом уровне своего развития ученик сталкивается с необходимостью запоминать и оттачивать новые и все более сложные комбинации. Через некоторое время ученик боевых искусств знает уже десятки боевых техник. Чтобы их вспомнить, ему нужны тренировки.

Даже если вы не соревнуетесь, для лучшего вспоминания вы должны работать с регулярными партнерами над связыванием танцевального материала. Соединяйте некоторые старые движения со многими новыми, превращайте их в постановочный номер. А потом тренируйте его. Этот материал отложится в вашей памяти навеки. Вы можете создать несколько номеров, каждый из которых содержит минимум три минуты нового, разнообразного материала. Если вы сложите эти три номера, то получите более сотни прекрасно выученных движений!

Ведение заметок

Великолепный танцевальный педагог Скиппи Блер разработала способ, при помощи которого она может записать любой танец на бумаге, а потом через несколько дней взять листок и полностью воссоздать танцевальный материал. Это – очень продвинутая форма ведения заметок.

Следует записывать в блокнот каждое новое движение, каждую новую комбинацию, которая встречается вам на танцевальном пути.

И время от времени следует снимать себя на видео. Очень медленно проделайте с партнером или в одиночку каждое новое движение, каждую новую комбинацию, и снимите все это с разных ракурсов. Обязательно запишите название изученного материала и вообще все, что позволит вам потом его вспомнить.

Преподавание

Нет лучшего способа что-то выучить, чем этому учить. Если вы не можете найти никого, кто позволил бы вам дать ему уроки, подключите к делу воображение. Представьте, что вы преподаете. Озвучьте и продемонстрируйте каждую деталь комбинации или движения. Такое воображаемое преподавание поможет материалу переместиться в долгосрочную память. Кроме того, преподавая таким образом танец, вы определите зоны собственной неуверенности. И обнаружите, что есть необходимость вернуться к учителю за уточнениями.

Наверное, преподавание – это наиболее мощный способ улучшения памяти. Постарайтесь в первые сутки после обучения новому материалу обучить ему кого-то еще.

Память партнера

По общепринятому мнению, в парном танце ведомым не нужно запоминать материал. Я часто слышу, как ученицы жалуются, что во время преподавания комбинаций им нечего делать. Они говорят, что не могут тренироваться, потому что не могут вести, а лидеры после занятия очень быстро все забывают. Ценное наблюдение.

Однако я считаю, что ведомые могут принимать в процессе запоминания очень активное участие. При помощи упомянутых техник они могут давать сигналы памяти лидера. Если, например, ведомая помнит название конкретной комбинации и ту группу движений, которая к ней привязана, и соединяет новую комбинацию с другой похожей комбинацией, она вполне может словом или жестом сообщать партнеру, что он забыл. Ведомым легче запоминать комбинации, когда они связаны друг с другом и образуют танцевальный номер. Словом, вспоминание – это дело и лидера, и ведомой.

Разнообразие – соль жизни

Конечно, простое знание и применение разнообразных движений и комбинаций не делает нас хорошими танцорами. Для этого нам нужна еще правильная техника и стиль. Движения без навыка – ничто. Однако большинству из нас нравится разнообразие. Некоторые из нас – вообще наркоманы, которые жить не могут без всяких сложностей. Да, разумеется, разнообразие – это большой плюс к танцевальному опыту. Мне кажется, что, чем больше в этом деле сложностей, тем лучше итоговый результат запоминания.

Весь последний год я использую эти мнемонические техники. И, кажется, они работают. Недавно моя жена-доктор сделала моему разнообразию движений комплимент. «Наверное, твоим мозгам полегчало. Но все равно на следующей неделе жду тебя на работе. Лучше на всякий случай провериться».