Терминология танца живота

Впервые сталкиваясь с терминами танца живота: саиди, ракс шарки, трайбл-беллиданс и др.многие теряются. Для получения наиболее полной «картины» попробуем обобщить различные определения этих понятий.

Танец с канделябром – Шамадан. Shamadan. Танец с канделябром на голове, как часть свадебной процессии. На египетском слэнге название этого стиля звучит как «Авалем». Полное название «Ракс эль Шамадам» — танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Танец с канделябром как часть египетской свадьбы появился в начале 20го века. До этого времени зеффу (свадебную процессию) вела танцовщица и музыканты, а все участники свадьбы держали в руках декорированные свадебные свечки и огоньки, которые по сей день остаются неотъемлемой частью свадьбы.

Свадебная процессия обычно начинается вечером. Близкие и друзья невесты ведут ее по улицам от дома родителей к дому жениха. Это торжественную процессию возглавляет танцовщица, музыканты и певцы, вслед за которыми идут семья, родственники и гости. Существует специальный музыкальный ритм, который в народе называется зеффа и используется для свадебных церемоний. В конце 1970х, когда египетские свадьбы стали более современными и городскими, зеффу все чаще стали проводить в отелях. Чаще всего свадебная церемония начинается у центральной лестницы отеля и далее перемещается в центр холла, где гости образуют круг, а молодожены усаживаются на свадебные троны, декорированные цветами.

После того, как свадебная церемония заканчивается, танцовщица приглашает невесту в центр круга, затем выводит жениха, после чего пара танцует вместе. После танцовщица исполняет соло с канделябром, в том числе в партере. Зачастую праздник продолжается в ночном клубе при отеле, где танцовщица также исполняет танец с канделябром.
Зеффа является египетским свадебным ритуалом, но многие другие восточные страны заимствовали эту традицию и для своих свадебных церемоний. Шемадан также исполняется как театральное представление, является народным фольклорным танцем Египта. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром — ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары плюс топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом.
Фараоник. Танец фараонов Faraonicdance. Рельеф на могиле Ти, Саккара (пятая Династия) изображает мужчин-танцоров, выполняющих религиозный танец, носящий название «глаз Гора» или «веджат». Помимо прочих толкований этого символа, оригинальный смысл «веджата» (или «уджата») заключается в том, что все мы — очи Бога. Гор изображался в виде сокола, что указывало на превосходную способность видеть, так как сокол обладает очень высокой остротой зрения. Упомянутый танец исполнялся, чтобы отразить идею о том, что Высшее Существо способно видеть все наши поступки, когда Оно смотрит нашими глазами или глазами наших сотоварищей.
Поскольку нет никаких иных свидетельств того, какими же были танцы времен фараонов (или, как они назывались на древнеегипетском HBJ), судить о них можно лишь по настенным росписям и рельефам, глядя на которые, можно подумать, что они были довольно статичными. Наверное, это не совсем так. Единственное, в чем можно быть уверенными — в том, что музыка, ритм играли важную роль. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши и различными ударными инструментами. Некоторые танцоры аккомпанировали себе деревянными хлопушками. Времена фараонов оставили нам свидетельства различных танцев: некоторые были весьма акробатическими, некоторые — очень серьезными, другие — живыми и динамичными. На рисунках, обнаруженные в храмах и захоронениях, изображены танцоры, прохаживающиеся колесом, стоящие на руках или выгнутые «мостиком». Танцы исполнялись группами, а танцорами были не только египтяне, но и выходцы из других стран. Костюмы исполнителей представляли собой иногда не более чем, своего рода, кожаный пояс с фетишами и амулетами, оберегающими от злых сил.
Сагаты (или цимбалы) – это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки. Танцовщица отбивает сагатами ритм музыки, под которую танцует, демонстрирует умение чувствовать ритм. Более опытные танцовщицы могут также с помощью сагатов задавать свой ритм. Сагаты – древний инструмент: первые упоминания об использовании цимбал на пальцах встречается в I веке н. э. Сагаты бывают разного качества и размеров, делают их из меди или из серебра. Звук цимбал довольно резкий, но искусные танцовщицы оттачивают технику удара таким образом, чтобы инструмент издавал легкий, звенящий звук. Для этого удар пластинок должен быть очень быстрый, легкий, и «открытый» — то есть, ударили, и сразу же отвели пальцы друг от друга.
Ракасса. Rakassa — танцовщица (арабск.)
Takht — в арабском буквально означает «сцена». Обычно общее название для традиционного египетского музыкального ансамбля.
Хафла. Hafla — Вечеринка или праздник с музыкой, едой, танцами и (возможно) алкоголем.
Dumbek, Darabuka, или Tabla — Это самый популярный барабан в арабском мире и самый заметный в музыке для танца
Кабаре беллиданс (Cabaret Bellydance, или, как его еще называют, американский ресторанный стиль — American Cabaret). К двадцатым годам 20 века относится и распространение стиля кабаре беллиданс. Так сирийская актриса и танцовщица Бадия Масабни-Badia Masabni открыла свой клуб «Казино-оперу», собрав в нем профессиональных танцовщиц. К профессиональным танцовщицам в то время относились девушки из низких социальных слоев или вдовы, лишившиеся средств к существованию. Их профессия поэтому не была престижной. Танец отличается яркой, эротической подачей, чувственной и эмоциональной. Фактически – это коммерциализированный арабский танец.
Трайбл-беллиданс. Tribalbellydance — стиль американской школы беллидэнса. Этот стиль стоит назвать псевдоэтническим. Возник он в 60-х годах в Калифорнии. Первая группа называлась «Bal Anat» под руководством Джамилы Салимпур. Направление подхватили Маша Арчер (уроженка Киева) и Каролина Нериккио. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии. Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку. «Tribe» в переводе с английского означает «племя, род», соответственно, «tribal» – «племенной, принадлежащий какому-либо племени». Сейчас уже и в этом стиле наметились дочерние стили: tribal fusion bellydance (трайбл фьюжн беллидэнс), америкен трайбл стайл или американский трайбл (American Tribal Style), New age tribal. Это — танец женской силы и независимости. Практически отсутствует элемент соблазнения и кокетства. В танец нередко вносится ритуальный смысл, давным-давно изгнанный из беллиданса. С точки зрения техники танца бросается в глаза подчеркнутая осанка и волевые руки танцовщиц. Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Хотя и сольное исполнение практикуется сейчас вовсю. Костюм намеренно противоположен традиционному: тяжелые материалы, тяжелые монеты, отсутствие шифона, страз, блесток, темные(земные) цвета. Макияж: темная подводка глаз и темная помада. Костюм характеризуется многослойностью: под длинной юбкой солнце-клеш обязательно должны быть полные шаровары из непрозрачной ткани. Поверх юбки – пояс с многочисленными увесистыми кисточками, зеркальцами, ракушками или набедренные платки, украшенные тяжелыми монетами. Сверху – чоли или блуза индийского покроя, не закрывающая живот, и лиф. На голову наматывается тюрбан с различными тяжелыми украшениями: сережками, монетами, бусинами. Украшениям уделяется достаточно большое внимание, и чаще всего используются марокканские. Они одеваются на шею, руки, щиколотки. Также актуальны камни, например, сердолик или бирюза – им приписываются определенные магические характеристики. Многие танцовщицы делают татуировки, ярко разукрашивают себя хной, увлекаются пирсингом. Что касается музыки, под которую танцуется трайбл, то в основном это барабаны, барабанное соло, барабанные ритмы. Также используется трансовая музыка, марокканская музыка. Сегодня все чаще используется электронная музыка.
В конкурсных программах часто встречается понятие «народный стиль». Оно включает в себя все народные танцы (саиди, дапка, халиджи и т.д.) ориентальных стран (Ливан, Египет, Турция, Тунис и т.д.)

Шоу беллиданс. Show BellyDance отличается от других направлений, тем, что это более свободная интерпретация танца живота. Нет ограничений в выборе музыкального материла. Это может быть как популярная музыка или песня оринтального напраления. Также это может быть микс восточной музыки с любыми другими музыкальными стилями. Например: хип-хоп, классическая музыка, диско и т.д. В выборе танцевальных движений также нет каких-либо ограничений. Могут включаться элементы стилей, не имеющих ничего общего с танцем живота. Главное — суметь выбраными средствами донести до зрителя идею танцевальной композиции. Костюм тоже может сильно варьироваться, подчеркивая оригинальный образ и идею номера. Show Bellydance — это всегда эксперимент, который позволяет танцовщику и постановщику самовыразиться, будучи не скованным традициями и другими ограничениями, которые есть традиционных формах.