Стили современных танцев

Сейчас распространено множество противоречивых терминов (клубные танцы, hip-hop, RnB и пр.), касаемых современных танцев, и многие, задавая себе вопросы об их разграничении, не получают четкого и вразумительного ответа. Попытаемся немного вернуться к истории возникновения каждого отдельного течения и внести некоторую ясность.

HIP-HOP

В большинстве своем танцевальные стили связаны со стилями музыки, что часто выражается в их названиях. Однако не все так просто. Например, в хип-хопе.

Хип-хоп- это многогранная культура, зародившаяся в черном гетто Нью-Йорка в конце шестидесятых годов. Со временем выделились следующие направления: рэп, граффити и брейкданс. Как видите, в качестве танца присутствует брейкданс, а не то, что мы сейчас называем танцем хип-хоп. Это многих сбивает с толку, порождая некоторую путаницу в терминах. Брейкданс мы рассмотрим отдельно, так как за многие годы этот стиль развился так, что разделился на вполне самостоятельные стили танца.

В восьмидесятых годах хип-хоп стал танцевальной конкурсной дисциплиной.

Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец. Характерны: прыжковые движения, пружинные («hip-hop» — подскакивать, мелко прыгать). Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа непрерывно развивается: впитывает в себя элементы других танцевальных культур (брейкданса, фанка и др). Именно такие танцы сейчас чаще называют хип-хопом. С хип-хопа часто начинают разучивать клубные танцы благодаря умеренному темпу музыке. А также потому, что хип-хоп несет неоспоримую пользу: овладение свободным, ненапряженным движением и способностью расслабляться в танце.

BREAK-DANCE

История

Принято считать, что брейк-данс возник в США в конце 60-х. Уже тогда были люди, которые своеобразно двигались под музыку и вращались на земле, называя свой танец «good foot». Термины «breakdance» и «b-boy» («break-boy») впервые ввёл Кул Херк из Южного Бронска, который объединил джаз-танец, бразильскую борьбу капоэйру, акробатику и кун-фу. В пении тогда делались перерывы — break (брейки), во время которых выступали танцоры. В 70-80-е годы брейк-данс становится одной из составных частей хип-хоп-культуры обитателей чёрных гетто американских мегаполисов. Его популяризатором среди темнокожих был легендарный Afrika Bambaata. Именно он первый утраивать «баттлы»(battle) на картоне. Скоро в Южном Бронске возникали всё новые и новые брейк-команды, снимались фильмы. Основным центром хип-хопа в Нью-Йорке был клуб «Рокси». В начале 80-х годов о брейк-дансе узнали в Европе, где постепенно он получил также широкое распространение. В европейских странах брейку учили по телевидению, где в различных программах подробно рассказывали о том, как правильно выполнять элементы брейка. В Германии проводится крупнейший международный чемпионат планеты по брейк-дансу «The Battle of the Year» (www.battleoftheyear.de). В Россию брейк-данс проник в начале 80-х, сначала больше развивался так называемый «верхний брейк», но с начала 90-х всё большую популярность завоёвывает «нижний».

Стили брейкданса.

По мере развития брейкданса все больше появлялось стилей, внешне совершенно непохожих, что усиливает путаницу в терминах. Поэтому рассмотрим их по порядку.
Верхний брейк или буги (boogie) — это такой вид танца, при котором все элементы выполняются стоя, в большей степени руками, и при этом руки и тело не касаются пола.

Подстилями являются:

1. электрик-буги (electric boogie) — пластичные движения, имитирующие электрический разряд, состоит из скольжений, волн и т.п. Его еще иногда называют «лунное буги», т.к.движения танцоров создают впечатление нахождения их в невесомости.

2. робот (robot) — похож на предыдущий, но движения механические, имитируют функционирование машины.

3. Египетский стиль — прямые углы: быстрая работа руками, которые поднимаются и сгибаются под прямым углом, подражая позам, которые можно увидеть на изображениях танцев древнего Египта.

4. поп-локинг (pop locking) — более поздний стиль, в основе которого ритмичный кач корпусом, включает резкие фиксированные движения руками, прыжки.
Нижний брейк — это силовой брейк, когда все (или почти все) основные элементы выполняются на полу.

ХАУС

Вот с этим стилем, пожалуй, все проще. Танец хаус — это то, что можно танцевать под музыку хаус. Что есть в этой музыке, то есть и в танце: быстрый монотонный ритм порождает скоростные энергичные и амплитудные движения, драйв. Некоторая эмоциональная холодность, отстраненность музыки дает механистичность танцу, а чувственные движения реализуются под короткие «замедляющиеся, а затем ускоряющиеся» фрагменты, столь характерные для этой музыки.

R’N’B – ТАНЕЦ

Танцы под музыку R’N'B -это сейчас одно из самых модных направлений на Западе и в России. R’N'B Вы можете увидеть в клипах многих известных западных исполнителей: Jastin Timberlake, Janet Jakson, Britni Spears, Mariah Carey, Shakira, B2K и других.
R’n'b расшифровывается как «ритм и блюз» — это характеристика музыки. Четкий ритм чередуется, соединяется с лирической составляющей. Это отражает танец. С одной стороны — из техники хип-хопа — специфическое движение «кач». «Кач» — свободное ритмичное движение, сродни действию пружины, при этом изолированно сокращаются отдельные мышцы корпуса, в то время как остальные мышцы расслаблены и производят впечатление развязности. С другой стороны лирические напевы музыки танцующие выражают волнообразными, вращательными движениями.

Кроме понятий, относящихся к конкретным сформировавшимся годами стилям танца, есть понятия обобщающие, а также понятия скорее о методах исполнения танца, чем о стиле.

КЛУБНЫЕ ТАНЦЫ

Во-первых — клубные танцы и стрит-данс (street-dance), некоторые употребляют словосочетание «стритовые» танцы) — это не какой то определенный стиль, а множество различных стилей (хип-хоп, брейкданс, хаус, фанк, R’n'B и т.п.), объединенных жизненным употреблением — их танцуют в ночных клубах (клубные танцы) и на улице (street-dance). Таким же собирательным является понятие эстрадный танец. По логике названия — это комбинирование стилей современного танца для сценического воплощения. Хотя, к сожалению, под таким названием часто можно увидеть танцы далеко не современные.

GO-GO

- в дословном переводе явно не нуждается, несет свою смысловую нагрузку в названии. Во многих ночных клубах выходят танцоры поодиночке, попарно и т.д.,танцуя то соло (нередко импровизируя), то синхронно. При этом кто-то из них приходит, кто-то уходит со сцены, что создает иллюзию хаотичности происходящего, а также сходства с танцполом, где веселится публика. Таким образом, go-go — это не стиль танца, а способ подачи клубных танцев, метод их исполнения