Ритм жизни и танцы

В своей книге «Modern Ballroom Dancing» один из первых чемпионов мира, учителей бального танца Виктор Сильвестр писал: «Желание двигаться в ответ на эмоцию — физиологический факт, который будет всегда, пока живут люди. Существование ритма и его прямой связи с жизнью и с сексом очевидно, когда ритм и движение объединяются вместе, рождается танец…»

Танец — один из наиболее старых инстинктов человечества, он появился практически вместе с потребностями в тепле, еде и размножении. Когда человек еще не мог нормально говорить, он выражал свои чувства движениями, причем делал это намного выразительнее и понятнее, чем говорил. Эмоции заставляли тело двигаться. В примитивной форме — это методы физического воздействия, существующие кое-где и сейчас, в более развитой — это объяснение чего-то на расстоянии, что для первобытных людей было практически чудом, поэтому первыми танцорами были шаманы.

Что главное, что отличает танец от других движений? Это ритм. Ритм существовал в мире, в природе всегда. Это вращение планеты вокруг Солнца, Луны вокруг Земли, это смена времени года, дня и ночи. Кроме этого у каждого человека есть собственные биоритмы, есть ритмы развития истории, уроки в школе и огромное количество других ритмов, многие из которых пытались описать естественные науки, астрология, биофизика, социология, философия и другие.

С годами речь развивалась, человек стал лениться — можно шевелить только языком, а не всеми частями тела — а тебя уже понимают. Танцы стали отражать ритм жизни народа, а не отдельного человека, все более стандартизировались и упорядочивались, когда речь совершенствовалась, человечество в танцах уже «начало мычать». В средние века ритм жизни был подавлен церковью, инквизицией. Танцы превратились в медлительные расшаркивания ножками, размахивания шляпами и нелепые подпрыгивания. Эмоции заставляли тело двигаться, но правила не позволяли. Танцы, появляющиеся в 20 веке, в наше время, соответствовали всегда ритму того десятилетия, той страны, в которой они появлялись. Причем в СССР, например, пытались придумывать новые танцы, но многие из них умирали, не соответствуя ритму эпохи. Старые танцы снова начинают пользоваться популярностью, когда их внутренний ритм совпадает с внутренними ритмами человечества.

Что есть танец? Танец — это эмоции, преобразованные в движения, которые происходят в ритме современной жизни. Эмоции каждого человека могут быть яркими и не очень, подавляться или нет. Человек может чувствовать ритм современной жизни, попадать в него или сопротивляться. В молодости ритм жизни быстрее, эмоций больше, поэтому все стремятся на танцы, на дискотеку. Причем желание остается даже у тех, кто уже женился, у кого дети и пора бы уже остепенится. Ритм жизни гонит современных поп, спорт, теле и тому подобных звезд на дискотеки. Кто-то с этим справляется, а кто-то нет…

А теперь о спортивных танцах. Тот, кто хочет научиться танцевать — это тот, кто хочет научиться выражать свои эмоции через движения, причем танцы помогают чувствовать ритм современной жизни. Когда родители приводят детей на танцы — в них, кроме осознанных желаний, есть неосознанное желание хотя бы в детях почувствовать ритм современной жизни, чтобы хотя бы дети смогли научиться «говорить». При этом многие дети часто бросают танцы, добиваясь каких-то результатов или нет. Кроме очевидных причин — нет денег, времени, условий, практически всегда присутствует главная: они перестают чувствовать ритм современной жизни. Большинство, но не все. Кто-то перестает, а кто-то — не хочет… Хочет вяло плыть по течению, не заботясь о том, куда оно вынесет.

Взрослые, начинающие танцевать — это те, кто хочет свои эмоции выразить в ритме, в движении. Причем это не обязательно спортивные танцы. Это может быть аэробика, акробатический рок-н-ролл, модерн — любые виды движений, которые делаются по музыку. Прежде всего, ритм этой музыки должен соответствовать текущему состоянию человека, ритму его жизни. Когда ритм меняется — человек уходит из данного рода, вида танцев. Но он может из спортивных танцев перейти в джаз-балет, народные танцы или полностью потерять то, что много лет назад делало человека человеком.

Когда-то давно именно умение чувствовать ритм жизни, умение выражать его через движения стало первым отличием человека от животных. Танцы каждой нации отражают не только ее культуру, но и ритм жизни этой нации. «Эх, яблочко», хороводы, притопы — размах русской души, лиричные хороводы — природу России… Но все меняется, в современной России народные танцы привлекают тех, кто привык жить именно в их ритме. Танцы настраивают человека на свой ритм, ускоряют или замедляют ритм его жизни. Танцуя, мы попадаем в тот ритм, в котором мы чувствуем себя наиболее комфортно, мы как бы настраиваемся на тот темп жизни, темп страны, в котором живем. Уходя из танцев, прекращая двигаться под музыку, мы «глохнем». Человек, не танцевавший, прекративший танцевать, перестает чувствовать ритм жизни… Он пытается компенсировать отсутствие движения и ритма музыкой, MTV, МузТВ и т.п. вещами… Но… Отсутствие зрения не компенсируется наличием слуха.