Путеводитель по аргентинскому танго

Аргентинское танго пленяет танцоров на протяжении более сотни лет. Танцоры и зрители любят танго за красоту, страстность, драматизм этого танца. Искусство социального танго основывается на владении навыками импровизированного движения, на уважении к партнеру и другим танцующим. В данном «путеводителе по танго» вам предлагается информация об истории стиля, об уроках танго, различных видах танца, исполняемых на вечеринках, музыке и этикете стиля. В конце статьи приведены термины танго, которые полезно знать, и обозначены темы, в которых следует ориентироваться начинающему танцору.

Танго вчера и сегодня

Точное место происхождения танго – и танца и самого слова – теряется в мифах и неписаной истории. Но есть общепринятая теория. В середине девятнадцатого века в Аргентину завезли африканских рабов, которые начали изменять местную культуру. Слово «танго» может быть чисто африканским в значении «замкнутое пространство», а может быть португальским (или латиноамериканским – произошедшим от слова «tanguere» означающего «прикасаться»), подобранным рабами на корабельных бортах. Так или иначе, слово «танго» в период заселения Аргентины рабами из Африки стало означать место, где чернокожие рабы и свободные негры собирались для танцев.

В конце 19 – начале 20 века Аргентина переживала массивный приток мигрантов. Так, в 1869 году численность населения Буэнос-Айреса составляла сто восемьдесят тысяч человек, а в 1914 году – полтора миллиона. В Аргентине стали жить все: африканцы, испанцы, итальянцы, британцы, поляки, русские, сами аргентинцы… В результате произошло слияние культур, и каждая национальность заимствовала танцы у другой. Традиционные польки, вальсы и мазурки смешались с популярной кубинской хабанерой и африканскими ритмами кандомбе.
Большинство иммигрантов были мужчинами, надеявшимися разбогатеть в этой новой перспективной стране. Как правило, мужчины эти были бедны и отчаянны и хотели заработать, чтобы вернуться в Европу или перевезти свои семьи в Аргентину. Эволюция танго отражает их глубокое чувство потери, тоску по покинутым родным людям и местам.

Вероятнее всего, танго появилось на афро-аргентинских танцевальных собраниях, которые посещали компадритос – молодые и бедные уроженцы Аргентины. Они любили надевать на головы шляпы из мягкого фетра с широкими опущенными полями, свободно повязывать шейные платки, носить ботинки на высоких каблуках и засовывать за пояс ножи. Компадритос принесли с собой танго в Corrales Viejos, район скотобойни Буэнос-Айреса, и познакомили с ним местечки для низших классов, где практиковались танцы: бары, танцевальные залы и публичные дома. Именно здесь африканские ритмы встретились с аргентинской музыкой милонга (быстрая полька) и родились степы нового танца.

Хотя элита аргентинского общества относилась к жизни трущоб с презрением, сыновья разбогатевших иммигрантов были не прочь там позабавиться. И со временем о танго узнали все. К началу 20 века танго (как танец, так и популярная музыка) заняло прочное положение в Буэнос-Айресе и спустя несколько лет распространилось по провинциям страны и даже пересекло Ла-Плата и попало в Монтевидео, столицу Уругвая, где стало такой же частью городской культуры, как и в столице Аргентины.

Шествие танго по миру началось в первой трети двадцатого века, когда сыновья из богатых аргентинских семей проложили путь в Париж и подарили танго обществу, жадному до новаторских идей и терпимому к сомнительной природе танца и связям с молодыми, богатыми молодчиками из Аргентины. К 1913 году танго танцевали в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Проводились чаепития танго и экскурсии танго на поездах. Существовали даже цвета танго – например, оранжевый. Аргентинская элита, сторонившаяся этого танца, теперь приняла его и гордилась как национальным достоянием.

В 20-х и 30-х годах 20 века танго продолжало распространяться по миру. Танец появился в кино. Певцы танго разъезжали с концертами. К тридцатым годам начался Золотой Век аргентинского танго. Аргентина стала одной из десяти богатейших стран мира. Танго превратилось в фундамент, первооснову ее культуры. Золотой Век этого танца длился вплоть до пятидесятых годов.

Но расцвет танго был обусловлен экономическими причинами. В пятидесятые годы правительство начало проводить политику репрессий. Это, разумеется, отразилось в текстах песен, и постепенно репрессии перекинулись на культуру. Танец и музыка ушли в подполье; по всей стране закрывались танцевальные залы, запрещались большие публичные собрания — но танго выжило в маленьких, малоизвестных местечках и, конечно, в сердцах людей.
Однако уход в подполье сопровождался вторжением рок-н-ролла, и из-за него танго пребывало в упадке вплоть до середины восьмидесятых годов, когда в Париже появилось сценическое шоу «Танго Аргентино». И снова Париж стал местом, откуда танго во второй раз понеслось по миру. Шоу вызвало взрыв увлеченности этим стилем в Европе, Северной Америке и Японии. Сегодня танго является одним из самых популярных в мире танцев.

Основы аргентинского танго

Аргентинское танго – импровизированный танец, стоящий на фундаменте о четырех сторонах: прогулка, поворот, остановка и украшение. Танго напоминает мозаику, которая всякий раз складывается по-разному, но в итоге являет собой одну и ту же красоту. Женщины и мужчины разнообразят танец за счет собственных стилевых решений и украшений, которые придают каждому танго уникальный облик и непредсказуемость. Даже хотя танцоры придерживаются определенных правил построения танца, они никогда не знают наверняка, какое танго получится у тангерос (танцоры танго), какие украшения они будут использовать, как они истолкуют музыку. Именно сюрпризы во время танцевания делают танго таким притягательным. И для танго действительно нужны двое, потому что этот танец не вписывается в простоватую концепцию «мужчина ведет, женщина – следует». Танго, как и любую хорошую беседу, создают оба партнера.

Танго танцуется против часовой стрелки. Танцоры стараются придерживаться краев танцпола и сторонятся центра. Если бы вы могли посмотреть на тангерос сверху, вы бы увидели, что танцоры движутся подобно реке – плавно и быстро вперед, иногда останавливаясь для кружения в водоворотах.

Аргентинское и бальное танго – это одно и то же?

Нет. Происхождение у них одно, но места развития, время и различный характер эволюции стилей сделали их двумя разными танцами. Международное бальное танго, соревнования по которому показывают по телевизору, очень отличается от социального танго Аргентины. Различия заключаются в положении тела, характере объятий, импровизации, движении, равновесии, степах, музыке… Бальное танго – совершенно иное. Что называется, иное от макушки до подошв туфлей.

Если раньше вы занимались бальным танго, думайте об аргентинском танго как о новом танце, а не как о версии того, что вы уже знаете.

Аргентинское танго – это сценический танец?

Лишь немногие люди начинают интересоваться танго потому, что увидели его на сцене. Танго, каким оно исполняется на сцене, связано с социальным стилем, но вместе с тем очень сильно от него отличается. Сценическое танго называется «фантазия» и гораздо более театрально, гиперболизировано, нежели социальное танго по той простой причине, что зрители должны видеть, что творится на сцене, даже если сидят в последнем ряду.

Посещение сценического выступления в стиле танго – прекрасная возможность услышать, как играет живой танго-оркестр. Если однажды вы услышите звуки бандонеона, вы никогда их не забудете.

Посещение уроков танго

Если вы только начинаете изучать танго, посещение групповых занятий – лучший способ познакомиться с этим танцем. Запишитесь на уроки и регулярно на них ходите. Все хорошие танцоры танго танцуют хорошо потому, что в свое время посещали групповые уроки. Учиться танго непросто, и постоянство, с каким вы будете это делать, влияет на результат так же, как оно влияет на все остальное в этой жизни. Чем ходить на занятия два раза в месяц, лучше вообще забыть об обучении танго.

На хороших уроках танго вам должны представить следующие элементы: прогулка, поворот, остановка, перемещение, связь с музыкой и украшение. Танго – это танец, основанный на шагах, поэтому в первую очередь следует тренировать эту его крайне важную составляющую. Однако шагать просто так вы уже умеете, поэтому учиться шагать нужно вместе с партнером. Все великие танцоры танго работают над шагом. Вообще, один из лучших комплиментов, какой может получить танцор танго, это «О, у тебя такой классный шаг!» И хороший учитель танго всегда дает на занятиях серию упражнений на прогулку.

После того как вы научитесь шагать, вы будете учиться поворачивать, резко останавливаться, танцевать в условиях переполненного танцпола, распознавать различные виды музыки танго и «подписываться» под своим стилем различными украшениями. Так как в основе танго лежит импровизация, вас будут учить импровизировать. Танго – это танец, создаваемый налету с другим человеком. Это не вспоминание степов, каждый раз исполняющихся в одинаковой последовательности. Импровизация – одно из прекраснейших достоинств танго, которое делает этот танец бесконечно интересным.

Нужен ли для танго партнер?

Чтобы начать учиться танго, постоянный партнер не нужен. На занятиях присутствует много людей и, как правило, далеко не у каждого есть пара. В действительности ситуация такова, что одиночек даже больше, чем пар. Если на занятии наблюдается разница в численности мужчин и женщин, учитель просит учеников танцевать друг с другом по очереди. Пусть отсутствие партнера не препятствует вашему обучению: партнер найдется.

Учителя танго

Если вам повезло и вы живете в городе, где есть хотя бы один учитель танго, обратитесь к нему. Он может стать вашим первым проводником в этом увлекательном мире. Вдобавок к тому, что учитель дает уроки, он также, как правило, знает о мастер-классах, проводящихся в вашем городе или других городах, и осведомлен о местах танцевальных собраний. Если в вашем городе несколько или много учителей танго, возьмите по нескольку уроков у каждого. Посещайте также творческие вечера, которые они, возможно, организуют со своими учениками. Старайтесь определить, чья манера преподавания, чей стиль нравятся вам больше прочих и лучше вам подходят. Как правило, хорошие учителя танго стараются помочь вам раскрыться и не обязывают вас придерживаться какого-то конкретного стиля (обычно их же собственного).

Обучение по видео

Если в городе, где вы живете, никто не преподает танго, воспользуйтесь обучающими видеолентами и DVD. Но учтите, что для обучения вам понадобится партнер. Даже если вы учитесь по видео, время от времени старайтесь брать уроки, посещать мастер-классы (пусть даже в соседних городах) и ходить на вечеринки, где можно станцевать с другими. Видео может научить вас многому, но опыт работы с живым учителем и танцевания на переполненном танцполе незаменим.

Посещение мастер-классов

Когда вы освоите базовые элементы танго, возможно, вам захочется посетить специальные мастер-классы, которые дают вам возможность научиться чему-нибудь у лучших профессионалов страны или даже мира. В Аргентине, да и во многих других странах проводятся многонедельные семинары, позволяющие совместить превосходное танцевальное обучение с первоклассным туризмом.

Приезжие преподаватели посещают города по многим причинам. Собираясь посетить мастер-класс, заранее выясните его структуру и уровневые требования к участникам. Если преподаватель приезжает из соседнего города, узнайте у него, проводит ли он там регулярные уроки для новичков.

В самом начале обучения танго вы, наверное, захотите посетить все мастер-классы всех доступных вам преподавателей. Но со временем вы определите, какие конкретно инструкторы преподают именно в том стиле, который вам нужен, и ограничите количество посещаемых семинаров.

Всегда стоит помнить, что если у вас хватает средств хотя бы раз в год улетать в отпуск за границу, то у вас есть замечательная возможность ежегодно учиться танго у лучших профессионалов мира.

Частные уроки

Частные уроки у местных или приезжих учителей – замечательная возможность подвергнуть ваше танцевание профессиональной конструктивной критике. В течение часового занятия с педагогом, которому на приватном уроке не нужно наблюдать за сорока людьми сразу, вы можете освоить прямо-таки огромное количество нового материала. Кроме того, этот один час занятия поможет вам избежать серьезных танцевальных ошибок – как эмоциональных, так и физических.

Как правило, частные уроки рекомендуется посещать, предварительно пройдя несколько этапов:
1) запись на групповые занятия (чтобы вы определили, нравится ли вам танго),
2) минимум два месяца групповых занятий (чтобы вы освоили базовые знания и умения),
3) несколько посещений милонг для исполнения танго и наблюдения за танцующими.

После этого можно покупать частные уроки у местного или приезжего профессионала. Частные уроки дают большинство приезжих инструкторов, проводящих мастер-классы. Однако имейте в виду, что у разных преподавателей разные требования к ученикам (например, многие могут попросить вас придти с партнером).

Если в вашем городе нет инструкторов, дающих частные уроки, возможно, стоит рассмотреть вариант поездки в соседний город. Ищите объявления в Интернете. Рассказывайте всем о том, что такой-то человек преподает такого-то числа в таком-то городе. Возможно, вашему знакомому тангеро как раз нужно взять у него урок. Записываясь на частные уроки к преподавателю в другом городе, не старайтесь сэкономить время. Несколько уроков за несколько дней – лучше, чем пять часов занятий подряд. Свободное время нужно вашему мозгу – чтобы понять новый материал, и вашим мышцам – чтобы усвоить его.
Небольшое предостережение. Избегайте инструкторов, которые сами предлагают вам частные занятия. Некоторые учителя любят ловить на крючок новичков, внушая им, что, мол, существует очень быстрый способ научиться танго – позаниматься с ними индивидуально. Как правило, учителя, которые рассказывают вам, насколько лучше вы начнете танцевать, если будете учиться у них в частном порядке, гонятся за вашими деньгами – и только. Сказок не бывает, танго не освоить в два присеста. Поэтому лучше сберегите деньги для покупки услуг преподавателей, которые желают обогатить вас, а не свои карманы.

Тренировки, тренировки, тренировки

Один из важнейших аспектов обучения танго – самостоятельные тренировки. Если в вашем городе проводятся еженедельные практики, посещайте их как можно чаще. Если нет, арендуйте пространство в студии танца (вполне возможно, вы найдете недорогой вариант, если живете в большом городе) или танцуйте у себя дома, освободив пространство перед зеркалом. Считается, что регулярные тренировки – важнейшая предпосылка становления хорошего танцора танго. А посещение практик – еще и прекрасная возможность встретиться с другими людьми, увлеченными этим танцем, которые могут вас чему-нибудь научить и ответить на наболевшие вопросы.

Обувь для танго

Поиск и выбор хороших туфлей для танго – еще одна забава этого танца. Танго танцуется в удобных, хорошо сидящих на ноге туфлях на кожаной подошве. Наиболее распространены женские туфли с ремешками и мужские туфли на шнуровке. Женщины танцуют в туфлях на каблуке. Если в начале обучения танго женщина будет носить туфли с открытым мыском, а мужчина – туфли без шнурков, танцы грозят превратиться в кошмар. Существует специальная обувь для танго, но на начальном этапе обучения ваша цель в выборе – найти комфортную обувь, которая не жмет и в которой не «гуляет» нога. Такую обувь, в которой можно легко протанцевать несколько часов подряд. Ношение туфель для бальных танцев не рекомендуется, потому что они не поддерживают ногу и имеют замшевую подошву. Вне зависимости от того, какие туфли вы купите, вы должны класть в них специальные подушечки. Многими танцорами доказано, что самые удобные, пружинистые и долговечные подушечки производит Spenco. Другой вариант — Dr Scholl, но избегайте неоправданно дорогих подушечек, наполненных гелем, которые продаются под этой маркой. Они себя не оправдывают.

Семья танцев танго

Обычно, говоря об аргентинском социальном танце, подразумевают три танца танго – каждый со своей собственной музыкой. В течение вечера танго исполняются все три танца. Первый – просто танго. Именно этот танец большинство людей ассоциируют с танго, и именно этот танец преподается новичкам. Музыка для него, как правило, основывается на размере 4/4 и характеризуется медленным, постоянным ритмом. Второй танец называется «милонга». Милонга отличается более быстрым исполнением, основанном на упрощенных степах танго. В том, что касается ритма и характера стиля, милонга схожа с полькой. Музыка милонга исторически старше музыки танго, но танец милонга появился позднее, чем танец танго. Милонга – это танец ради удовольствия. Наконец, третий танец – вальс танго, называемый вальс крузадо. Вальсовая музыка танго основывается на классическом раз-два-три вальса, но в этом вальсе танцоры обычно танцуют на раз.

Слово «милонга» имеет в танго три значения. Во-первых, оно означает милонгу как танец. Во-вторых, милонгу как музыку. И в-третьих, вечер танца танго. Таким образом, вы можете танцевать милонгу на милонге под милонгу. Это воистину замечательное дело.

Стили аргентинского танго

В рамках явления аргентинского танго существуют различные стили танца. Часто вы можете услышать, как люди говорят: «О, он великолепный милонгеро!» или «Она танцует салон». Но стили уникальны, как и танцоры, поэтому представляется неадекватным делить их на категории. Просто имейте в виду, что термины «салон», «милонгеро», «фантазия» или «ориллеро» означают какие-то конкретные формы танго. Ни за одним развивающимся, живым искусством невозможно закрепить какие бы то ни было жесткие правила. Что-то новое появляется каждый день, и танцоры используют это новое для совершенствования своего исполнения. В последние годы появились стили «нуэво» и «ликвид». Кто знает, что будет завтра? Нужно довольствоваться тем, что мы знаем, что завтра что-то будет.

Музыка танго

История музыки танго богата и интересна, как и история самого танца. Аргентинская музыка танго проделала почти тот же эволюционный путь, что и свинг в США. Она начиналась как простые ритмы, которые для танцоров играли оркестры, возглавляемые яркими, харизматичными руководителями. Со временем простые ритмы стали сложными и сформировали нечто, напоминающее джаз. Слушая эту музыку, получаешь огромное удовольствие, но для ног она подходит хуже, чем для ушей.

Музыка танго, наверное, наиболее уникальна из всех стилей музыки – по двум причинам. Первая – это бандонеон. Вторая – отсутствие ударных. Бандонеон – это немецкий инструмент, который выглядит и звучит как отпрыск аккордеона и органа. Этот инструмент был изобретен для того, чтобы обеспечивать органоподобной музыкой церковные собрания, неспособные позволить себе купить настоящий орган в силу его дороговизны. Бандонеон, один из ярчайших аргентинских иммигрантов, повлиял на культуру страны и оставил на ней свою неизгладимую печать.

Вы могли заметить, что в музыке танго нет барабанов. Ритм поддерживается басами, низкими регистрами пианино, бандонеонов и скрипок и верхним регистром пианино с его обворожительным звучанием.

В начале обучения танго следует танцевать под ритмичную музыку 1940-х и 1950-х годов, музыку Золотого Века танго. Музыка конца 1930-х годов прекрасно подходит для того, чтобы научиться выделять и чувствовать ритм. С опытом возможен переход к музыке более позднего периода (в том числе и современных оркестров танго) с ее модерновыми джазовыми решениями, которые открывают широкий простор для танцевальной интерпретации.

Милонга

Величайшая радость исполнения танго открывается вам на милонге. Милонга – это мероприятие, на котором танцуются танго, милонги и вальсы.

Что такое «танда»?

Музыкальные композиции на милонге всегда идут сериями. Танда – это одна такая серия. Это обычно три или четыре песни, исполняемые одним и тем же оркестром, за которыми следует «кортина», сопровождающая окончание танды. Если вы приглашаете кого-либо станцевать с вами и получаете согласие, это означает, что вы будете танцевать вместе в течение целой танды.

Кортина – это довольно интересная деталь милонги. У каждого диджея своя кортина. Некоторые диджеи в течение вечера используют одну картину, другие подбирают кортину для каждой танды. Одни кортины звучат весело и задорно, другие содержат юмор, третьи – это просто прекрасная музыка, иные – бьют по ушам. В любом случае подразумевается, что кортина – это музыка, под которую никто не знает, как танцевать. Кортина призывает вас улыбнуться, поблагодарить партнера и, возможно, обратиться к следующему.

Как пригласить на танец?

В Аргентине мужчины приглашают женщин на танец взглядом, движением головы в сторону танцпола или улыбкой. Если установлен контакт глаз, пригласить партнера можно даже из противоположной части помещения. Если женщина принимает предложение, она улыбается в ответ и (самое важное) продолжает смотреть на мужчину, в то время как он подходит к ней. Ее взгляд в сторону обычно истолковывается как «Я передумала и не хочу танцевать». Эта система прекрасно работает, но вместе с тем полна подвохов. Что если приглашающий смотрел не на конкретную женщину, а на ту, что стояла за ней?..

Миру нравится аргентинское танго, и мир принимает аргентинские правила приглашения на танец. Во многих частях света станцевать призывают не только словами, но и взглядом. Тренируйтесь! Здесь, как и в танце, для достижения совершенства нужна постоянная практика.
Согласие на танец и отказ от танца

Согласие на танец – это простое «да». Вы можете согласиться взглядом, кивком головы или словами.
Отказ от танца – это простое «Нет, спасибо». Если вы принимаете предложение, не забывайте, что танцевать следует до окончания танды. Если же вы хотите прервать танец на середине танды, в конце песни скажите «спасибо» и покиньте танцпол. Ваша вежливая благодарность будет означать, что ваш танец с данным партнером прекращен.

Новичок на милонге

Новичок на милонге или хочет танцевать решительно со всеми, или стесняется того, что он новичок. Если вы страстно желаете танцевать – вперед! Только имейте в виду, что пары зачастую придерживаются определенного порядка движения и что более опытные танцоры танцуют ближе к краям танцпола. Если вы колеблетесь в нерешительности, подумайте о том, что все окружающие тоже когда-то были новичками и прекрасно понимают, как это печально — стоять и смотреть на танцоров, зная всего три движения. Они прекрасно понимают, что вы воспринимаете даже тех, кто танцует лишь несколькими неделями дольше вас, мастерами танца. Перестаньте стесняться.

Чтобы стать хорошим танцором, надо выйти на танцпол и танцевать. Вуди Аллен однажды сказал: «98 процентов успеха – это умение себя подать».

Полезные термины танго

Этими терминами часто называют некоторые базовые элементы танго.

adornos – украшения, украшательства
amague – обманное движение, «дразниловка»
arrastre – «драга», смещение стопы по полу
barrida – «метелка» («подметание» пола носком)
boleo — болео (высокий или низкий мах свободной ногой)
caminada – прогулка, базовая техника перемещения в танго
cruzada — крест, кросс (перекрещивание стоп)
corrida — коррида (ритмичная короткая пробежка вперед)
enrosque — энроске
gancho ганчо (мах ногой под колено партнерше)
giro – гиро, поворот в паре
lapiz – ляпиз, карандаш (круг на полу, проведенный носком туфли)
mordida — бутерброд (стопа одного партнера между двумя стопами другого)
ocho – очо, восьмерка (остановка шага мулинете или очо и ведение обратно)
parada — остановка
salida – салида, буквально переводится как «выход», но в танго это первые восемь базовых шагов танца
sacada – сакада (вымещение)

Умения новичка

Вот, что должен уметь новичок в танго.

Для лидеров:
1. Умение приглашать на танец.
2. Умение придерживаться линии танца и оставаться в «потоке».
3. Равномерный, плавный шаг.
4. Поддержание равновесия.
5. Умение танцевать в ритм (даже ценой неисполнения более ярких степов)
6. Умение ориентироваться на танцполе среди других пар.
7. Умение шагать, поворачиваться, останавливаться и использовать некоторые украшения танца.
8. Умение прерывать степ во избежание столкновения с другой парой.
9. Умение соединять базовые элементы танго в единый танец.

Для ведомых:
1. Умение соглашаться на приглашение или отказываться от него.
2. Равномерный, плавный шаг.
3. Поддержание равновесия.
4. Поддержание ритма.
5. Ориентация на танцполе среди других пар.
6. Умение шагать, поворачиваться, останавливаться и использовать некоторые украшения танца.

Как только вы овладеете этими умениями, можете считать себя танцором среднего уровня. На среднем уровне танцевания вы будете учиться двигаться с большей творческой спонтанностью, работать над осанкой и равновесием, детальнее интерпретировать музыку, сочетать базовые элементы танго так, чтобы получались новые степы и, возможно, даже создавать собственные.