Крампинг

Крампинг возвращает к жизни хип-хопперскую традицию танцевальных баталий. Это танец-фристайл, полный самовыражения, адреналина и спорных моментов. Хотя истоки его лежат в хип-хопе, крампинг отказывается от словаря движений би-боинга и брейкданса.

Танцоры-крамперы больше, чем брейкеры, взаимодействуют друг с другом и иногда даже используют физический контакт и игру с весом напарника.

В документальном фильме «Krumped» режиссера Дэвида Лашапеля (и по совместительству культового американского фотографа, David LaChapelle) вы увидите, как маленькую команду танцоров окружают толпы зрителей. Все танцоры движутся, подпрыгивают и раскачиваются под музыку, но танцует только один – молодой парень в непонятных мешковатых джинсах и белой футболке. Тело его словно пульсирует в ритм мелодии хип-хопа, а сам он дерзко смотрит на зрителей. Если бы движения были словами, это была бы очень поэтичная ругань. Накал растет, и в танец включаются остальные танцоры.

В этом танце нет движений, традиционно относящихся к хип-хопу: апрокинга, фризов и верчений на голове. В крампинге вы увидите импровизированные сценки, позы и образы, взятые у мира и проникнутые полиритмическим безумием. Крампинг – это энергия.
Крампинг вырос из движения танцующих клоунов Южного Централа Лос-Анджелеса. В 1992 году парень по имени Томми Джонсон придумал образ клоуна, танцующего хип-хоп (Клоуна Томми), гастролирующую команду танцоров и академию клоунского танца в афро-американском сообществе Комптона. Клоун Томми стал достоянием всей округи и обеспечил молодежь столь нужными ей мирными творческими занятиями. Весть о Клоуне Томми разнеслась по окрестностям, когда он возродил старую традицию танцевальных сражений созданием Зоны Бэттлов (The Battle Zone). Зона Бэттлов представляет собой сеть мероприятий и мест, где клоунские команды соревнуются друг с другом за право называться победителями, присваиваемое им зрительским сообществом. Именно благодаря этим соревнованиям и появился крампинг. За два года он стал самодостаточным и популярным танцем.

Getting krumped» — это состояние, пребывая в котором, танцор использует энергию зрителей, других участников танца, музыки и собственный адреналин для исполнения театральных, глубоко личностных движений, иногда вводящих танцора в состояние, близкое к трансу. Танцор по прозвищу Дракон, снявшийся в «Krumped», описывает это состояние как «погруженность в свою внутреннюю суть».
Что же такое крампинг? Маленькая побочная тропка на стремительном пути хип-хопа или же танец, ожидающий своего часа, чтобы покорить мейнстрим и выйти на большие медиарынки? Крампинг, которому меньше трех лет от роду, уже стал темой двух документальных фильмов: «Krumped» Лашапеля и «Shake City 101» (2003) режиссера Мрака Сен-Юста (Mark St. Juste). Лашапель, интересующийся танцами еще со времен студенчества в Школе Искусств Северной Каролины, открыл для себя крампинг, снимая видео для Кристины Агиллеры. Он создал фильм «Krumped» чтобы, по его словам, «направить прожектор на этих ребят. Это непременно должны увидеть».

В «Krumped» повествуется о грубой андеграундной ипостаси танца в контексте танцующего его сообщества. Другой же фильм «Shake City 101» рассказывает о танце, описывая будни «The Shake City All-Stars», бывших танцоров Клоуна Томми. Помимо фильмов, крампинг отметился в музыкальных клипах Мисси Эллиотт, «The Black Eyed Peas», и «Outkast».
Крамперы – молодые ребята, которые помешаны на своем танце. «Тут нужна практика» — говорит 16-летний танцор и рэппер Цунами. «Это искусство». Многие крамперы учатся в школах, но хотят профессионально танцевать для музыкальных клипов или стать профессиональными хореографами. Некоторых из них уже заметили. Так, Милк, один из танцоров Клоуна Томми, снялся в клипе Мисси Эллиотт «I’m Really Hot».

Сен-Юст, режиссер фильма «Shake City 101», считает крампинг «физическим проявлением души современной молодежи». «Этот танец показывает, как молодые сопротивляются формальным рамкам и границам, в которых приходилось жить предыдущим поколениям» — говорит Сен-Юст. В то время как в мейнстримовом танце хип-хоп полно названных и разложенных по полочкам движений, в крампинге ничего подобного нет, потому что он вообще против такой категоризации. Крампинг, окрещенный Лашапелем «панк-роком от хип-хопа», продвигает идеи свободы и сопротивления при помощи танца.