Как научиться осознанно управлять движениями

Одним из основных критериев, по которому судья на соревновании оценивает танцоров (пары), является техника или техническое исполнение. Среди прочего: подлинность стиля танца, ритм, качество, — судья определяет выразительность и контролируемость движения или степень осознанного управления движением .

Со стороны танцора – это насколько он ощущает себя в танце каждую секунду, что в психологии называют степенью присутствия или личностного включения. Насколько он может комфортно и уверенно чувствовать себя на паркете.
Определить танцору самому, насколько он может управлять тем или иным движением — просто, если обратить внимание на собственные ощущения во время танца. Думаю, в вашем репертуаре найдутся движения или фигуры, которые вы не понимаете, не чувствуете или считаете, что они у вас получаются не очень хорошо. Часто вы тратите много часов на их отработку перед зеркалом, спорите с тренером или партнёром, отказываетесь их выполнять…
Это и есть те моменты, где степень осознанного управления движением крайне низкая.
Что делать в таких случаях?

Прежде всего, необходимо знать, что любая хореография, которую вы заучиваете, является результатом «чьего-то» опыта. И чтобы движение стало «вашим», помогающим выразить вашу индивидуальность, его необходимо пережить, присвоить. Особенно это необходимо учитывать тем, кто предпочитает получать информацию из учебных кассет или путём копирования модных элементов и связок.
Прежде, чем танцевальные движения стали регламентированными, они были способом выражения души человеческой, пройдя долгий путь изменений как по форме, так и по смыслу. Танцовщица Мери Уигмен так сформулировала представление о танце как средстве самовыражения: «Танец отражает самые глубокие человеческие переживания и потребности. Человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения; а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца – единственный материал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться».
Ещё на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в её современном виде.
В западной культуре один из путей эволюции танца привёл к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В 1924 году Имперское Общество учителей танца решило стандартизировать танцы, известные в то время. Постепенно все танцы были подробно описаны и включены в конкурсную программу. К примеру, венский вальс, рождённый в эпоху романтических идеалов, является танцем любви и по нормам того времени – открытым и эротичным, танцем индивидуальных чувств и самовыражения, приобретая на рубеже XIX столетия исключительную популярность, с 1924 года подвергается описанию и добавляется к списку ballroom, или европейских танцев. Сегодня принято рассматривать соревновательные танцы как «артистический вид спорта».
И всё же вернёмся к танцорам, желающим достичь вершин совершенства в исполнительском мастерстве, углубив и расширив собственный танцевальный репертуар. Как им научиться осознанно управлять движениями, чтобы танец являлся гармоничным и индивидуальным?
На этот счёт есть несколько рекомендаций.

1. Сконцентрируйтесь на движении, задав себе следующие вопросы:
- Что оно напоминает? Какие фантазии приходят на ум?
- Какие чувства оно вызывает? Как вы относитесь к тому, как исполняете его?
- Какое чувство останавливает желание выполнять данное движение?
Вы можете с удивлением обнаружить у себя другое желание, например, спать или есть, быть сейчас не на репетиции, а где-нибудь в другом более «увлекательном или менее скучном, отвратительном…» месте, может вы устали и вам нужна небольшая пауза.
Осознание отвлекающих моментов нисколько не отвлечёт вас от тренировки, а скорее продвинет вас, так как вы начнёте заботиться о себе и, соответственно, о других (партнёре). А затем с большей энергией и желанием приметесь за выполнение прерванного задания.

2. Продолжайте концентрироваться на выполнении данного движения. Здесь существует соблазн пуститься в подробное разбирательство: «какая мышца на спине должна сократиться в момент приближения ко мне моего партнёра, который должен положить мне руку на спину и погладить меня?…»
Утомительно сухо, не правда ли?
В результате ты начинаешь «что-то делать со своим телом», оценивая и контролируя себя как бы со стороны. Танец тогда превращается в непрекращающуюся борьбу с самим собою и забирает массу энергии.
Почему так происходит? От недоверия к себе. Очень хочется соответствовать, сделать как надо, как правильно, как должно быть. Тогда мы и встречаем в прессе следующие замечания: «Отдельные пары хорошо обучены, показывают стиль, но тут же и много хаоса в технической базе. Ведь техника нужна не для того, чтобы на неё молиться, а для того, чтобы передавать музыку через пластику».
Ю.Пин даёт свою трактовку происходящему: «Многие взрослые пытаются станцевать интересную хореографию, не развив своё тело до уровня, когда посредством его можно вытанцевать в идеале то, что хочешь. Когда тело не развивается, то пары пытаются это перекрыть мимикой, размахиванием руками и ногами. Многие пары хорошо причёсаны, аккуратно одеты, находятся в хорошей атмосфере, но выглядят неадекватно тому, что придумано изначально в бальном танце».

3. Если вы готовы довериться себе и рискнуть, то… продолжая выполнять данное движение, определите возникающее чувство (иногда для этого необходимо на мгновение приостановиться) и запомните его.
Это может быть удовлетворение, радость, возмущение, страх, стыд, смущение, грусть и другие. Не бойтесь их и не гоните прочь. Постарайтесь исследовать и выразить в танце.
Чувства и движения неразрывно связаны между собой. Наиболее характерные для вас движения и способы телесного реагирования – результат вашего жизненного опыта. Готовы ли вы расширить свой опыт, изменить застоявшиеся паттерны? Ведь многие чувства в своей жизни человек привыкает не чувствовать, сдерживать, не проявлять, и на это найдутся вполне конкретные причины. Кто-то привык замирать от страха, кто-то не позволяет себе плакать, кто-то никогда не чувствует зависти, у кого-то улыбка превратилась в оскал. «Маски» чувств вопреки обстоятельствам заранее отстраняют человека от их проживания, обедняя тем самым танец.
Адекватной реакцией на страх является осторожность и исследование уровня опасности; на смущение – возбуждение; на грусть — плач; на отвращение – отстранение или отвержение; на зависть – собственная активность. Возникающие чувства принадлежат именно вам и рождают собственно вашу индивидуальность. Присваивая чувства движениям, переживая их и реагируя телесно соответствующим образом, вы творите собственный индивидуальный танец, где вы – хозяева. Танец становится аутентичным и гармоничным, многообразным и живым, как сама жизнь и отношения между людьми. Здесь степень осознанного управления движением крайне высока.

4. Доверяйте собственным чувствам и реагируйте сообразно сложившейся ситуации, следуя за своим интересом. Где интерес – там возбуждение и энергия, так необходимая танцору для выразительного исполнения. Когда вам нравится, что и как вы делаете, тогда это обязательно будет интересно и другим.

5. Если же в результате вы захотите исключить данное движение или фигуру из собственного репертуара, то делайте это с чистой совестью, признавая, что чего-то вы не можете. Ну не боги же вы, в самом деле!
Необходимо также помнить, что открыт новому и дальнейшему развитию тот, кто знает о собственной ограниченности (границы возможного), и с чистой совестью может сказать «это я могу, а это – не могу», ибо тогда у него появляется энергия на достижение чего-то большего.