История Сальсы.

В нашем городе слово «сальса» звучит пока как нечто диковенное, непонятное, хотя весь мир уже давно танцует сальсу на улицах, на латино-вечеринках и в престижных клубах. Попробуем передать настроение и атмосферу сальсы через некоторые факты ее становления.

Очень близкий родственник мамбы, но совершенно отличный по характеру. Если в мембе подчеркиваются дикие чувства и взрывная энергия человеческой плоти, то в салсе при всей сложности фигур воспеваются чистые, целомудренные чувства, это своеобразная песня дружбы и непорочных чувств Ромео и Джульеты Карибских островов.

Когда в 1928 году Игнасио Пинейро произнес слова «Эчале сальсита!» и сделал их названием своей новой песни, он и не предполагал, насколько популярным станет во всем мире одноименный танец спустя полвека. «Эчале сальсита!» означает «Добавим огоньку!», и вскоре эта фраза трансформировалась просто в «сальсу». Многие певцы и музыканты использовали элементы сальсы в своей музыке, а в середине 1960-х годов диск-жокей из Венесуэлы Данило Фидиас сделал слово «Сальса» названием своей музыкальной программы. До начала 1970-х словом «Сальса» обозначали смесь самых различных латиноамериканских стилей и ритмов, включая сюда и гуарачу, и ча-ча-ча, и пачангу, и румбу, и мамбо, и еще многое другое. Простое и запоминающееся слово «Сальса» стало товарным знаком латиноамериканской танцевальной музыки. Позже вслед за музыкой появился и танец.

Страны Карибского бассейна — Куба, Пуэрто-Рико, Гаити, Доминиканская Республика и примыкающие к ним страны Центральной и Южной Америки, такие, как Мексика, Венесуэла и Колумбия, имеют общие культурные традиции, которыми очень гордятся. Разумеется, нельзя не отметить влияния на стиль сальсы и афро-карибской культурной традиции.

Как и аргентинское танго, сальса появилась на окраинах городов, в их беднейших кварталах. В этом танце человек получил возможность выразить самого себя и на время забыть о своих проблемах, отдавшись во власть мелодии, ритма и танца.

В войне с Испанией в 1865—1878 годах Куба добилась независимости. Также следствиями этой войны стали крушение ведущей кубинской отрасли экономики — производства сахара и принятый в 1868 году закон об отмене рабства. Лишившись возможности заработать себе на жизнь на плантациях сахарного тростника, бедняки потянулись на заработки в большие и малые города. Они принесли с собой народный танец, называвшийся «Гуахира». Поначалу гуахира считалась вульгарным танцем, но впоследствии оказала влияние на формирование стиля сальсы.

Затем появился «Сон», новый стиль афро-карибской музыки, который во многом определил пути дальнейшего движения кубинской музыкальной культуры. В стилистике «сон» сочетались элементы афро-кубинской и латино-кубинской музыки, что и предопределило возросшую перед Первой мировой войной популярность нового стиля. Властям была не по нраву новая музыка, отражавшая в песнях жизнь и чаяния маленьких людей, и к 1917 году «сон» был запрещен. Однако популярность новой танцевальной музыки была такова, что «сон» пережил все запреты и, более того, постепенно просочился в высший свет. В результате в 1920 году запрет на «сон» был отменен. Стиль «сон» просуществовал после этого еще несколько десятилетий, становясь все более популярным, особенно в первые годы после Второй мировой войны, когда появилось телевидение. Однако к этому времени стиль «сон» уже значительно изменился под воздействием посторонних влияний. Так, на протяжении 1930-х годов на традиционную кубинскую музыку огромное влияние оказал джаз. В свою очередь джазовые оркестры начали в 1940-х годах исполнять кубинскую музыку в собственной интерпретации. Перес Прадо, кубинец по рождению, живший после войны в Мексике, создал стиль, сочетающий на равных кубинскую музыку и джаз. Так под пером Прадо традиционный кубинский «данзон» превратился в нечто совершенно новое, в танец, который назвали «Мамбо». В 1948 году другой композитор, Энрике Хоррин, написал на основе кубинской музыки песню под названием «Enganadora». Новый ритм сразу же был подхвачен танцорами, и вскоре появился танец под названием «Ча-ча-ча». Окончательно стиль «ча-ча-ча» оформился к 1950 году. Началось повальное увлечение этим новым танцем. В 1959 году революционные войска под предводительством Фиделя Кастро вошли в Гавану. Начиналась новая эра в истории Кубы. Ряд кубинских певцов и музыкантов предпочел остаться на родине, многие другие не приняли нового порядка и эмигрировали, закрыв одну страницу истории кубинской культуры и начав писать с чистого листа — уже в Нью-Йорке.

Здесь, в Нью-Йорке, кубинская музыка тесно сплеталась с различными пуэрториканскими мелодиями и американским джазом. Новая музыка получала и новое звучание — ее стали исполнять различные группы, бэнды и большие оркестры. Звучание традиционных кубинских труб было усилено звучанием тромбонов, а в группах ударных появились специфические кубинские инструменты. Все это и определяло особенности нового музыкального стиля — сальсы.

Затем грянул 1962 год, и появление песни «Love Me Do» обозначило начало новой эры в музыке — «эры «Битлз». Они круто изменили всю мировую музыку. То, что было модным до «Битлз», сразу же отошло на второй план с их появлением на сцене. Начался упадок и в латиноамериканской музыке. В начале 1970-х годов звукозаписывающая компания «Fania Records» вела активные поиски новых исполнителей и нового репертуара. Такая музыка нашлась — ею стала именно сальса. Однако вместе с этим закончилась и монополия США на музыку сальсы. Отныне центр нового музыкального стиля переместился в Пуэрто-Рико, а вторым по значимости центром сальсы стала Колумбия.

Музыка сальсы пишется на четыре четверти. Танцевальный «такт» состоит из трех шагов и удара ногой на четвертую четверть такта. Со временем можно интерпретировать сальсу как три шага на каждый такт — без удара ногой на четвертую четверть. В этом случае темп движений будет следующим: быстро, быстро, медленно. Тогда движения «быстро, быстро» будут занимать по одной четверти каждое, а движение «медленно» растянется на третью и четвертую четверти такта. Это может оказаться довольно сложно для начинающих, но если вы научитесь слышать ритм сальсы, то вскоре освоите этот прием. Он станет для вас простым и органичным. Иногда можно видеть, как исполнители сальсы делают свой первый шаг на вторую четверть такта, в этом случае на первую четверть приходится удар ногой. И это вовсе не означает, что танцоры двигаются не в такт музыке. Просто сальса предоставляет исполнителям огромную свободу и простор для творчества. Можно делать акцент и на вторую четверть такта, некоторые танцоры именно так и поступают. Музыка сальсы настолько разнообразна, что нельзя четко выделить стандартный акцент — первую или вторую долю, с которой необходимо начать танец. Умение начать танец с любой доли такта выделяет искусных исполнителей сальсы из рядов начинающих. Итак, неважно, с какой доли такта начать. Выходите в круг и танцуйте.

С 1950-х годов в нью-йоркских оркестрах сальсы труба стала использоваться наряду с традиционными кубинскими инструментами. Музыкальный стиль сальсы во многом определяют такие ударные инструменты, как бонги и маракасы.

Трудно точно сказать, как появились движения сальсы и откуда они пришли в этот танец. Сальса как танец скорее является иллюстрацией одноименной музыкальной формы. Она содержит в себе элементы различных танцев и стилей. Некоторые движения сальсы взяты из традиционных танцев, другие являются специфическими именно для нее. Со временем в сальсе появляются все новые и новые движения. На основном шаге партнеры в cоответствии с ритмом попеременно переносят вес тела с ноги на ногу на каждую четверть такта, делают акцентированный удар ногой на последнюю четверть или, по желанию, избегают акцента и делают на четыре доли такта только три шага. При этом первые два движения исполняются в быстром темпе, а третье — в медленном. Движения сальсы просты, но, как и в каждом танце, важно не то, что вы делаете, а то, КАК вы это делаете. В сальсе верхняя часть тела танцоров остается неподвижной, зато активно двигаются и вращаются бедра, отвечая движениям ног.