История развития bellydance

Многие задают вопрос: почему беллиданс стал настолько популярен в России, поскольку танец живота никогда не был русским народным танцем, не похож на него и стал широко известным в нашей стране сравнительно недавно. Популярность беллиданса кажется непонятной и потому, что эстетика его движений существенно отличается от привычной нашему взгляду европейской танцевальной системы. Так, например, движения в танце живота многомерны и имеют ярко выраженную цикличность. В чем же секрет популярности? Что бы найти исчерпывающий ответ можно обратиться к фактам, касающимся развития беллиданса как танцевального направления.

Мало кому известно, что танец живота начал свое развитие с сакрального детородного ритуала. Женщины собирались вместе вокруг роженицы и исполняли характерные для современного беллиданса движения животом, которые имитировали рождение ребенка. Этот ритуал считался магическим и был предназначен облегчить роды. Кроме того, этот древний «танец» помогал восстановить духовное единство среди женщин и наделить их дополнительной силой. О сакральности движений животом в настоящее время напоминает тот факт, что в различных частях Египта подобного рода движения со стороны женщины во время исполнения публичного танца нежелательны, поскольку рассматриваются мужчинами как откровенный сексуальный призыв. *Если вы решились попробовать себя в роли танцовщицы в Египте, постарайтесь заведомо уточнить, как будут восприняты перекаты и тряски в том месте, где вы собрались танцевать. В Турции, США, Индии такой проблемы не возникает, поскольку здесь беллиданс развивался немного иначе.

Свое новое развитие древнейший ритуал получил с распространением ислама в Египте. Появился социальный танец живота. Bellydance превратился в народный танец, который женщины исполняли в кругу женщин и для женщин по ряду случаев, и утратил свое сакральное назначение. Движения, которые легли в основу современного нам танца живота, женщины и использовали на праздничных церемониях и во время отдыха. Примерно так же, как мы используем элемента стиля hip-hop, когда танцуем на дискотеке. Разница состояла лишь в том, что женщины танцевали с женщинами, а мужчины с мужчинами, используя одни и те же движения. Это в частности объясняет, откуда взялся мужской bellydance. После вечерней трапезы, женщины навещали друг друга и во время таких собраний, если звучала музыка, танцевали. Незамужние женщины использовали такую возможность, чтобы познакомиться с родственницами потенциальных женихов и показывали себя во время танца, доставляя удовольствие тем самым мамам и сестрам интересующих их мужчин. Танцевали женщины в той же одежде, которую носили. Современная униформа или костюм для танца живота появилась много позже, с развитием кинематографа в Египте, благодаря влиянию Голливуда. Это время можно считать следующим этапом развития танца живота.

В начале 20 века Голливуд начал выпускать фильмы, используя мотивы гарема и жизни арабских шейхов. Голливудская продукция представляла собой импровизацию на заданную тему. Для создания образа танцующих восточных красавиц использовались мотивы костюмов древнеегипетских цариц и представления о сексуальности на тот момент среди американских обывателей. Именно в это время сложился стереотип костюма для танца живота или восточного танца ракс шарки — raks sharki: расшитый лиф, глубоко посаженный пояс на бедрах и другие его атрибуты, такие как обувь на высоких каблуках.Это все не было характерно для арабской моды того времени и фактически было придумано американцами. Появление ночных клубов сильно повлияло на распространение жанра «восточного танца» или oriental dance, который стал исполняться на сцене. Одной из наиболее известных танцовщиц того времени в Египте были Самия Гамаль-Samia Gamal и Тахия Кариока-Tahia Carioca.

К двадцатым годам 20 века относится и распространение стиля кабаре беллиданс. Так сирийская актриса и танцовщица Бадия Масабни-Badia Masabni открыла свой клуб «Казино-оперу», собрав в нем профессиональных танцовщиц. К профессиональным танцовщицам в том время относились девушки из низких социальных слоев или вдовы, лишившиеся средств к существованию. Их профессия поэтому не была престижной. Так, например, до сих пор арабский язык включает в себя ругательство, которое в переводе означает «сын танцовщицы»… Женщины, имевшие постоянный доход от своей семьи продолжали танцевать для себя на праздниках и вечеринках и оставались таким образом добропорядочными женщинами. Со временем исчезло деление на мужчин и женщин во время танца и танцем живота стал общим танцем, исполнявшимся в смешанной кампании.

Всем известной в настоящее время характерной особенностью танца живота является его сексуальная привлекательность для мужчин. Тем не менее она не была первичной в формировании танца. Так, например, вкусно приготовленная еда может соблазнить мужчину, но не была придумана именно для этого. Профессиональные танцовщицы использовали чары этого танца для зарабатывания денег, а замужние женщины использовали танец живота как один из способов победы над возрастом. Этот танец привлекает мужчин сам по себе и вместе с тем позволяет женщине долго оставаться молодой и желанной.

Многогранность танца живота не могла не привлечь наших женщин. В России распространение танца живота началось с ресторанного стиля (кабаре беллиданс). Одними из первых о нем узнали посетители казино, ресторанов, ночных клубов. Теперь танец живота преподается и в профессиональных танцевальных клубах, а также в фитнес- клубах. В наши дни можно научиться очень многим танцам, относящимся к стилю raks sharki и попробовать другие направления bellydance, например трайбал-tribal, беллиданс –медитация и др. Каждое из этих направление делает акцент на какой-либо составляющей этого многогранного восточного танца. Я думаю, что для российских женщин именно эта особенность беллиданса сыграла решающую роль. Каждая из нас может выбрать то, что большего всего ее интересует. Возможно, именно то, чего не хватает для гармоничного развития, которого очень трудно достичь, живя в огромном мегаполисе, где роль мужчины и женщины очень сильно перепутались. Танец живота продолжает сохранять свою сакральную функцию, помогая всем женщинам почувствовать себя Женщиной, которая, согласно восточному миропониманию, всю жизнь может оставаться манящей и несущей в себе жизнь тайной.